Лекция 3

История французской миниатюры

[ Главная страница ] [Глава ]

Содержание

Введение

В системе средневекового искусства живопись, тем более книжная, никогда не играла ведущей роли. Вместе со скульптурой живопись воспринималась как некое приложение к архитектуре, как один из элементов храмового декора.

Едва ли не главным достоинством живописи и изображения вообще считалась его наглядность. Нарисованный рай, нарисованная преисподняя стали таким подкреплением христианской проповеди, значение которого невозможно переоценить. Событие, не только описанное на словах, но еще и нарисованное, приобретало двойную, неоспоримую достоверность. Это относится и к событиям священной истории, и к фактам истории профанной, светской. Не случайно наиболее важные хроники и летописи иллюстрировались - рисунок как бы подтверждал их зачастую весьма спорные сообщения и интерпретации.

В плане воздействия изображения на средневекового зрителя характерен случай, произошедший со св. Павлином Ноланским. Раз в год к нему в Нолу стекались потоки сельских жителей с подношениями. Почитание святого человека каждый раз выливалось в оргию. Не желая никого обижать, св. Павлин какое-то время терпел, но потом догадался покрыть стены портики, где проходили эти шумные праздненства, рисунками с увлекательными историями из Священного Писания. Разглядывая картинки, народ забывал о других развлечениях, и оргии сами собой прекратились.

Нашему современнику, избалованному обилием прекрасных зданий, картин, красочной полиграфии, трудно понять трепетное благоговение средневекового человека перед любым изображением, не обязательно самого высокого качества. Следует помнить, как были редки, например, каменные соборы, каждый из которых воспринимался как чудо и величественным единством архитектуры, скульптуры и живописи производил на посетителя неизгладимое впечатление. Следует помнить, как редки были книги, каждая из которых, даже ничем не украшенная, была настоящей драгоценностью, уникальным вместилищем человеческого знания о мире.

Те книги, с которыми мы познакомимся в двух лекциях по истории миниатюры, в большинстве своем украшены действительно прекрасными иллюстрациями и орнаментами. Но и рукописи с рисунками посредственного качества были в свое время не менее ценны для их владельцев. В наших же глазах они проибрели дополнительную ценность, став окнами в далекое прошлое.