Филип Добрый

[ Главная страница ] [ Справочник ] [ Исторические портреты ]

Филип Добрый   (1396-1467) -  герцог Бургундский

Филип Добрый стал герцогом Бургундии в 1419 г. после смерти своего отца, Иоанна Басстрашного. Филип отличался холодным умом и большими амбициями. Задачу свою он видел в том, чтобы превратить Бургундию в ведущее государство Западной Европы.

Участвуя в Столетней войне между Англией и Францией на стороне Англии, Филип Добрый за двадцать лет сосредоточил в своих руках власть над огромной территорией бывшего королевства Лотарингия и стал самым могущественным принцем христианской Европы. Слава крестоносцев прошлого не давала покоя Филипу. Ему хотелось возродить былое могущество христиан, заставить мусульманских государей трепетать перед ними. Но у Европы XV века были проблемы более важные, и она не спешила прислушиваться к призывам герцога Бургундского.

Щедрый меценат, Филип Добрый собрал при своем дворе весь цвет европейской творческой мысли, став "проводником" культуры Возрождения в Северную Европу.

Политические успехи Филипа Доброго, а также роль, которую он старался играть на международной арене как вдохновитель крестовых походов, была той питательной средой, которая развивала повышенный интерес к хроникам, историческим трактатам, переводам с латинского и переделкам античных авторов. Замечательный экземпляр Больших Французских Хроник из библиотеки Филипа Доброго, иллюстрированный Симоном Мармионом, хранится в Российской Национальной Библиотеке.

Центр книгописания постепенно переместился из Парижа в Бургундию. При Филипе Добром работала целая плеяда первоклассных книжных иллюстраторов. Их творческая деятельность концентрировалась в мастерских Монса, Валансьена, Амьена, Брюгге, Брюсселя и других городов. Декоративная концепция рукописной книги в бургундский период резко отличается от предыдущего периода. Это касается прежде всего формата. Большой формат - in folio -импонировал вкусам богатых заказчиков. После 1474 г. формат опять уменьшается, возвращаясь к размерам небольших молитвенников XII в. Украшение полей листа приобретает в конце XV в. совершенно новые формы. На однотонном поле в плетении зеленых стеблей помещаются разнообразные цветы, ягоды, насекомые и бабочки, исполненные очень натуралистично. Укрупняются человеческие фигуры на миниатюрах, черты лица становятся портретными. В колористической гамме доминируют пастельные тона.